Vojnik.org — Национальное Возрождение России
Vojnik.org — Национальное Возрождение России


Хук Справа

Пиано-бар

Русская Демография

Русский Образ

R-RADIO.ORG - Правое радио

Русский Донбасс

[нет]

Русские корни на берегах Дуная

Вблизи от украинско-румынской границы, на островах Дуная, живут русские старообрядцы. Нашему корреспонденту одному из первых российских журналистов удалось побывать в заповеднике русской культуры, где более трех столетий назад появились первые поселенцы.

Приют гонимых

Город Вилково, судя по историческим архивам, появился в 1746 г. на месте поселения Липованское. А еще раньше архангельские поморы, гонимые за веру царскими опричниками, боясь привлечь внимание, на весельных челнах двинулись вниз по течению Двины.

Они покрыли расстояние почти в 3 тыс. верст по воде и суше и оказались в Черном море. Оттуда их прибило к дунайским берегам. Из 100 первых переселенцев выжили 20 человек. Они-то и закрепились на плодородной земле, пустив русские корни. Позже к ним присоединились изгои с Поволжья. Сейчас в дельте Дуная проживают 12 тыс. староверов. Центр — город Вилково. Чтобы попасть туда, необходимо проехать расстояние в 360 км от Одессы. На машине мы благополучно пересекли молдавскую границу. Затем украинскую. При въезде в город старообрядцев застряли у шлагбаума. Мой попутчик засуетился: «Сейчас из будки выйдет бородач и потребует пропуск, -разъяснил он. — Не пугайтесь: ни пропуска, ни документов ему не надо. На самом деле ему просто хочется выпить. За бутылку „Изабеллы“ Авдон пропустит. Таков порядок».

Он протянул газетный сверток. Вино на охранника подействовало магически. Страж разговорился… Мое желание — познакомиться с бытом старообрядцев — им было встречено с удивлением. Открыв выдвижной брус, бородач перекрестил нас двумя перстами.

В храм ударила молния

— Вообще не в традициях староверов пить без меры, — продолжил разговор мой гид, — курить вера вообще запрещает. Царь Петр на святую Русь завез дьявольскую заразу. А вот Авдон совсем спился. Жаль его. Старики судачили, что, когда ему было шесть лет, мать Авдона заживо замуровали в одной из стен храма. Вот он и подвинулся рассудком, сердечный…

— Как это случилось? — поинтересовался я.

— Дед мне рассказывал: при возведении храма Вознесения в купол ударила молния. От удара он раскололся. Мастера стали его восстанавливать -ничего не получалось. Боялись, что вообще рухнет. И тогда женщина пришла к батюшке и покаялась, что согрешила перед Господом и тем самым его прогневала. Это была мать Авдона. Искупить грехи она решила необычным способом. По просьбе грешницы собственный муж замуровал ее в стене Божьего храма. Купол быстро восстановили. Батюшка по сей день поминает ее душу в молебне.

В разговор вмешалась худая, болезненного вида женщина:

— Бог терпел, и человек терпеть должен. Предрешено в Писании, что за грехи наши упадет звезда с неба, вода станет горькой в Дунае и умрут люди от этой горечи. Мученица избавила многих от кары небесной.

Бытие старообрядца

Удивительно, но факт: дома местных жителей стоят прямо на воде. Причем постройки на первый взгляд довольно ветхие. Смахивают на мазанки. Вода подступает к самому крыльцу. Прямо в реке люди моют посуду и стирают белье. Сами дома возводятся дедовским способом. Как мне рассказали, строительный материал делается из речного ила. Ил перемешивается с соломой, высушивается на солнце. Под конец добавляются древесные опилки. Стены и потолок делают из камыша, который достигает у дунайских берегов высоты более пяти метров.

Заходим в дом. В горнице довольно уютно. Интерьер скромен: угол с иконостасом святых ликов, лампада, ковер, пара кроватей… Хозяину Афанасию Примаку скоро стукнет девяносто. Выглядит очень бодро. Считает себя бобылем, хотя на «большой земле» есть сын, сноха, внуки и правнуки. Когда к нему приезжают родственники, то они первым делом вместе идут в церковь.

В доме сохранились уникальные церковные книги в потертых кожаных переплетах с заставками и прописями. Афанасий говорит, что по традиции все раритеты должны принадлежать старшему в семье. «Вот умру-все оставлю сыну. Пусть хранит слово Божье», — утверждает он.

Афанасий редко читает газеты и вообще не смотрит телевизор. «Он до сих пор его не признает, — рассказывает его внучка Катерина. — Считает телевидение кознями Сатаны. В детстве с ребятами я бегала тайком смотреть телик к сапожнику-соседу. За что от деда получала взбучку. Он брал виноградный прут и грозил: «Будешь знать, бесстыжая, как с антихристом встречаться!»

Еще Катерина рассказала, что когда дед нараспев читает молитву, то в нем оживает какая-то скрытая сила, присущая только русской старообрядческой душе.

Страна лодок

У Филиппыча мощная лодка. Он ее на итальянский манер называет гондолой. Зарабатывает на жизнь извозом туристов. B основном немцев. Свое ремесло грехом не считает. На одном из островов в домике рыбаков устраивает «рыбное сафари» с настоящей рыбацкой ухой, винами домашнего производства. На островах выращиваются уникальные сорта винограда, которых нет ни в Румынии, ни в Молдавии. Каждый сезон старообрядцы собирают от 20 до 30 тонн ягод. Из них делают вкусное сухое вино. Туристы его охотно покупают.

Живут старообрядцы общинами. Каждая держит скот, образовывает землю… В семьях по три моторные лодки. Каждая стоит до 5 тыс. евро. Но без судна — никуда.

На острове нет молодежи. Вся поросль — на «большой земле». Человек с редким именем Добрыня лет десять тому назад ездил к сыну в Ростов и первым делом меня спросил:»Как здоровье Ельцина? Я сконфузился, но ответил: «Нормально!» Впрочем, потом понял, что Добрыню больше интересует рыбалка, нежели политика… Он не без гордости рассказал, как выудил из Дуная 80-килограммового сома.

Когда я покидал Рогожный, издалека доносилась песня «Есть на Волге утес…». Пели старообрядцы красиво и вдохновенно. И казалось, что пели они не на Дунае, а на русской земле, которую их предки давно покинули.

Михаил Ламцов. Россiя (Москва) — 24.09.2003.

Языки

Рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку!