Vojnik.org — Национальное Возрождение России
Vojnik.org — Национальное Возрождение России


Хук Справа

Пиано-бар

Русская Демография

Русский Образ

R-RADIO.ORG - Правое радио

Русский Донбасс

[нет]

Владыка Николай (Велимирович)

Владыка Николай (Велимирович)

Епископ Охридский и Жичский — в миру Никола Велимирович родился в селе Лелич, близ сербского городка Валево, 5 января 1881 года по новому стилю (23 декабря 1880 г. по старому). Его отец Драгомир привил мальчику любовь к чтению и знаниям, мать Катерина (впоследствии монахиня Екатерина) водила ребёнка в ближайший монастырь Челие к богослужениям, часто причащала. Когда мальчик подрос его отдали в монастырскую школу, после окончания которой продолжил обучение в гимназии в г. Валево, в центральной Сербии. Окончив гимназию, поступил в Белградскую богословию (семинарию). После окончания семинарии некоторое время преподавал в сельской школе. Одновременно он помогал и приходскому священнику, публиковал свои первые произведения в церковных и светских изданиях.

В 1904 году, получив стипендию от министерства образования, уехал продолжать образование в Швейцарии и Англии. Защитил докторскую степень по философии и богословию в Берне, темой его диссертации было «Вера в Воскресения Христово как основной догмат Святой Апостольской Церкви». В декабре 1909 года принял монашеский постриг в монастыре Раковица недалеко от Белграда. В течение нескольких лет преподавал в Белградской Духовной Академии философию, психологию, логику, историю и иностранные языки.

По благословению митрополита Сербского Димитрия иеромонах Николай в 1910 г. был направлен учиться в Россию, в Санкт-Петербургскую духовную академию. Поступил на общих основаниях как обычный семинарист, не упомянув даже об уже полученном европейском образовании.

Во время Первой Мировой войны владыка Николай был направлен своим правительством в Америку и Англию, где читал лекции в пользу своей порабощенной Родины, чем оказал огромную помощь своему измученному народу. Глава Англиканской церкви назвал его самой выдающейся церковной личностью своего времени.

В 1919 году Святейший Архиерейский Собор Королевства СХС избрал отца Николая епископом, а в 1920 г. он был хиротонисан и во епископа Охридского, где он и служил до 1934 года, затем вернувшись в Жичу в которой находился до 1941 года.

Владыка Николай основал так называемое «Богомольское движение», благодаря своему проповедческому дару живым словом правды Божией, силой своей личности он пробуждал и направлял в правильное церковное русло народную веру. Движение было создано в двадцатые года, оно преимущественно состояло из крестьянства, отличалось стремлениемк благочестию и молитвенности, многие монастыри, в том числе и Афонский — Хиландарский, пополнились послушниками и монахами из выходцев этого движения, возрождавшими угасающую монашескую жизнь. Благодаря этому движению возобновилась монашеская жищзнь в монастырях Овчар и Каблар.

Будучи величайшим в истории Сербской церкви проповедником, владыка Николай возродил и сербское церковное проповедничество. Собрания его сочинений составляют тринадцать томов.

В начале Второй Мировой войны, епископ Николай Велимирович был интернирован в монастырь Любостину, где содержался в более мягких условиях и под меньшим контролем, чем патриарх, который был заточен немцами в монастыре Раковица. В 1941 г., в Любостину, к епископу Велимировичу пробрался посланник полковника Дражи Михайловича из Равна Горы — майор Палошевич, которому епископ передал послание, где наказывал полковнику Михайловичу организовывать четническое движение в Боснии, оказавшейся частью Независимого Государства Хорватия, и спасать народ сербский.В 1943 г. епископа Велимировича и патриарха Гаврилу Дожича перевели в монастырь Войловица около Панчева, а через год — в 1944 г. их перевели в концлагерь Дахау. Патриарх Гавриил и владыка Николай — единственные европейские иерархи, содержавшиеся в лагере смерти Дахау. 8 мая 1945 г. 36-я американская дивизия освободила их. В лагере владыка Николай написал одно из самых известных своих произведений «Кроз тамнички прозор» («Сквозь тюремное окно»). Владыка Николай пережил страшные мучения, но Господь сохранил его и после освобождения он вынужден был перебраться в Америку, так как в коммунистическую Югославию Тито ему вернуться не позволили. Там он занимался просветительской и богословской деятельностью. В эмиграции он тяготел к русской среде, преподавал в Академии святого Владимира в Нью-Йорке, Святой Троицы в Джорданвилле, святителя Тихона в Пенсильвании. В русском монастыре святителя Тихона прошли и последние дни его земной жизни. Отошел ко Господу Владыка во время келейной молитвы 18 марта 1956 года. Из русского монастыря тело владыки было перенесено в сербский монастырь святого Саввы в Либетсвилле и захоронено на монастырском кладбище. В 1991 году 12 мая его святые мощи были перенесены в родной Лелич. Воистину верно слово о нем его ученика и преподобного отца Иустина Челийского (Поповича): «Владыка Николай — величайший сын сербского народа после святого Саввы Сербского! Аминь».

Языки

Рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку!